Ойе Энкуатро (kybaman) wrote,
Ойе Энкуатро
kybaman

Мифы и реальность свободного рынка

Прежде чем анализировать конкретные черты свободной рыночной экономики и их проявление в конкретных жизненных примерах, необходимо вспомнить основополагающий закон рынка. Его можно заимствовать в несколько разной форме (но в одинаковой сущности) из практически любого примитивного или не очень примитивного учебника по современной экономике и бизнесу:
"Высшей целью любого бизнеса является превышение доходов над расходами, другими словами - получение максимальной прибыли".
[Spoiler (click to open)]Это - основной закон свободного рынка и любой принадлежащей ему бизнес-структуры, и, встречая очередное красивое утверждение о прелестях рыночной экономики, необходимо как минимум проверить его на соответствие данному принципу. Далее именно это мы и попробуем сделать по отношению к нескольким основным утверждениям, преподносимым как неоспоримые и сокрушительные преимущества рыночной экономики в сравнении с плановой.
Обратим внимание на одну мелочь: словосочетание "высшая цель". Используется именно слово "высшая" (не "основная" или "главная"). Это отнюдь не случайность. Словами "высшая цель" раньше назывались высокие нравственные категории, к которым стремился человек, и, используя данное слово, бизнес как бы ненавязчиво пытается занять их место в сознании.

Конкуренция
Конкуренция в бизнесе проповедуется как практически самый мощный и эффективный инструмент саморегуляции рынка, как инструмент, который гарантирует как низкую цену товаров и услуг (это очевидно, ведь покупатель выберет то, что дешевле), так и высокое их качество (не менее очевидно, ведь покупатель выберет лучшее). Действительно ли это так очевидно?
Чтобы разобраться, вспомним лучше фундаментальный принцип бизнеса, приведенный в самом начале: это максимизация прибыли. В случае конкуренции речь идет о максимизации прибыли каждой из конкурирующих фирм, и каждая фирма будет двигаться по пути максимизации своей прибыли. К чему это приведет? Сценарии тут различны и зависят от специфики данного бизнеса. Пожалуй, проще всего посмотреть на несколько принципиально различных сфер жизни и понять, работает ли там заявленный принцип конкуренции.
Наиболее интересно положение, к которому приводит рынок в сфере жизненно необходимых товаров и услуг – другими словами, это то, без чего человек прожить не может, и в то же время сам обеспечить себя этим он не в состоянии. А если речь идет о возможности жизни, то за эту возможность, очевидно, человек заплатит много – фактически, все, что у него есть. При таком условии цена может превышать себестоимость и в 10, и в 100, и в 1000 раз. Разве в такой ситуации продавцы буду изматывать себя конкуренцией, сбивая друг другу цену и получая мизерные проценты? Здесь вступает в силу ценовой сговор, когда каждый из продавцов понимает, что несоизмеримо выгоднее получить прибыль 1000 - 3000% и более, нежели привлечь дополнительно 20-30% покупателей при прибыли всего лишь в десятки процентов. Этому способствует и то, что жизненно важные предметы, как правило, в дефиците (по большей части искусственном, а часто и мнимом – очевидно, по той же причине максимизации прибыли).
К таким вещам, например, относится рынок жилья – в Москве его рыночная цена превышает себестоимость в 15-25 раз, и эта величина стремительно растет. Также сюда относится, например, медицина в случае смертельных заболеваний – например, рака: цена лечения составляет десятки и сотни тысяч долларов; при этом по обрывочным (естественно, тщательно скрываемым) сведениям можно почти утверждать, что существуют как методы недорогого и эффективного лечения, так и методы ранней диагностики.
К предметам жизненной необходимости относятся также и продукты питания. Однако, в силу специфических особенностей – огромного количества производителей, малого срока хранения и частичной доступности собственного производства (выращивания) тут невозможно назначить такие же фантастические цены (хотя, цены все же немалые и быстро растут). «Прогресс» тут, как правило, идет в сторону удешевления производства (при сохранении цены) с быстрой потерей качества продуктов питания вплоть до их опасности для здоровья и жизни.
Ситуация в сфере товаров и услуг, не являющихся жизненно необходимыми, отличается расстановкой приоритетов. Очень высокие цены тут обычно невозможны – ведь речь не идет о жизни и смерти, и при завышении цены многие просто откажутся приобретать данный продукт. Поэтому усилия прикладываются  в направлении удешевления производства при сохранении цены (фактически, подавляющая часть пресловутого "технического прогресса" идет именно на цели удешевления продукции, а не на продвижение вперед по качеству). В данной сфере конкуренция в значительной мере действительно существует – но вопрос в том, положительна ли тут ее роль? Ведь общий принцип конкуренции, которая реально существует – «если я не получу эту возможную прибыль сегодня, ее получит кто-то другой».
В погоне за увеличением этой прибыли производители всячески провоцируют избыточное потребление, при этом необходимость конкурировать и выживать многократно подстегивает этот процесс. И при этом искусственном, но от этого не менее мощном разгоне сверхпотребления капитализм, естественно, безжалостно и бездумно истребляет природные ресурсы и среду обитания человека. Также в случае реальной серьезной конкуренции компании просто изматывают друг друга – а результатом, естественно, становятся невыносимые трудовые и материальные условия людей, которые работают на предприятиях, принадлежащих конкурирующим компаниям.
Кроме того, огромные размеры приобретает сфера производства товаров и услуг, которые по сути своей вообще не являются нужными (или же нужны в объемах на порядки меньших, чем их производят) – это логично, ведь рынок не задается вопросом "Что необходимо людям?". Его вопросы – "Что я сейчас могу выгодно продать?" или "Как я могу подороже продать то, что смогу подешевле произвести?". И совершенно естественно, что рынок ориентируется не на удовлетворение насущных потребностей людей, а на создание и выращивание новых и новых дорогостоящих прихотей. Из последнего следует и чудовищное развитие разного рода рекламы и PR – ведь надо убедить большинство людей в абсолютной необходимости купить то, что на самом деле им совершенно не нужно, а часто и вредно.
Во многих случаях – особенно если речь идет об очень больших деньгах – более конкурентоспособные вещи просто уничтожаются. Примером могут служить попытки создания двигателей на водороде или электричестве, жестоко подавляемые нефтяными и автомобильными магнатами. Также это можно видеть на примере попыток продвижения новых способов лечения и диагностики рака.
В итоге видно, что в тех сферах, которые для человека жизненно необходимы, конкуренции нет – ее заменил ценовой сговор, ориентированный на то, чтобы вытрясти из людей все, что у них есть. Там же, где конкуренция действительно существует, ее роль, как правило, не положительна, а наоборот – деструктивна, вплоть до прямого уничтожения лучшего худшим.

Рентабельность
В таком важном свойстве свободного рынка и капитализма, как выживание рентабельных и отмирание убыточных предприятий и отраслей, сомневаться не приходится, равно как и в том, что данное свойство однозначно трактуется как сугубо полезное. Действительно, к чему государству балласт убыточных предприятий, требующих постоянных дотаций? Оно вроде бы и так, но стоит внимательнее присмотреться к словам "рентабельный" и "убыточный". И здесь мы приходим к самому главному в том, что отличает плановую экономику от свободного рынка, определяя развитие государства.
Непревышение расходов над доходами принципиально как в плановой экономике, так и в рыночной. Фундаментальная разница состоит в том, что грамотная плановая экономика государства применяет данный принцип ко всему государству в целом, не ставя условия, чтобы вложение в какую-либо отрасль или предприятие дало прибыль именно в данной отрасли или предприятии. Капиталистический же свободный рынок дробит государство на огромное число крупных и мелких кусочков (появился даже соответствующий термин – "атомизация"), и каждый из них в отдельности должен заботиться о соблюдении этого принципа внутри себя (и нимало не заботясь о других). Каждая фирма, завод, фабрика, даже просто отдельные люди – являются этими осколками государства, и каждый осколок должен выживать отдельно – не рассчитывая ни на чью помощь и не думая, пользу или вред он приносит остальным и государству в целом, пытаясь увеличить свой доход.
Какое развитие будет следовать из подобного раздробления?
Такие области, как бесплатные медицина, образование, жилищное строительство, являются одними из самых прибыльных сфер вложения для государства в целом – они многократно окупаются высокой трудоспособностью здорового, грамотного и уверенного в своем будущем населения страны. Но доход от этих областей возникает не внутри них самих и не сразу – и поэтому  с точки зрения рынка эти области совершенно убыточны, следовательно, при свободном рынке они погибают. Напротив, фантастически разрушительная для государства в целом область экспорта энергоносителей (да и природных ресурсов вообще) процветает, потому что сама в себе она сказочно выгодна. Легковая автомобильная промышленность, приносящая десятки тысяч смертей в год и столько же инвалидов только в России, самое большое бедствие всех крупных городов, приносящая в итоге колоссальный ущерб государству и фактически ничего не дающая взамен, тем не менее является очень выгодной для работающих в ней и бурно развивается. Рассматривая один за другим такие примеры из самых основных сфер жизни, мы видим парадокс рынка, некую инверсию по отношению к здравому смыслу: выживает и развивается в основном пагубное и разрушительное, полезное же и даже жизненно необходимое вытесняется и гибнет.

Саморегулирование
Еще одно преимущество, приписываемое свободному рынку – это способность к саморегулированию производства и сбыта в зависимости от потребления. Упрощенно это представляют так: если продукция пользуется спросом и ее недостаточно, то цена на нее поднимается, производить ее становится выгоднее, и все большее число производителей во все возрастающем объеме производят этот нужный продукт. Если же продукция не пользуется спросом или количество ее избыточно и не вся она может быть куплена, то цена падает, и падает производство.
Опять же, вроде бы все верно, но суть кроется в упрощении. То, о чем идет речь, в математике и физике называется обратной связью. Есть два основных примитивных вида обратной связи – положительная (система реагирует на отклонение от равновесия таким образом, что отклонение еще более увеличивается – как карандаш, поставленный на острый конец, неизбежно падает), и отрицательная – когда система противодействует отклонению, стремясь вернуться в равновесное состояние (как шарик на дне блюдца).
Рыночную экономику отождествляют, естественно, со вторым типом, соответственно приписывая ей и устойчивость, свойственную отрицательной обратной связи. Но в упрощении и состоит заблуждение. А забыть здесь то, что система рыночной экономики реагирует на отклонение не сразу, а с существенной задержкой. Обратная связь такого рода уже не называется положительной или отрицательной, а поведение системы во многих случаях перестает быть устойчивым – такая система начинает раскачиваться, со временем все сильнее. Это есть хорошо известный цикл капиталистического производства: рост – кризис перепроизводства – спад – снова рост и т.д. – такое поведение свойственно как отдельным отраслям экономики, так всей ей в целом. Подобную систему трудно назвать устойчивой и саморегулирующейся, и при этом не следует забывать, что на каждом таком колебании сотни тысяч и миллионы и без того бедных людей теряют работу и летят в пропасть нищеты. Также стоит вспомнить капиталистические абсурды типа уничтожения фермерами части урожая с целью не допустить падения цен и т.п.
Кроме "отрицательной обратной связи" подобного рода, рынку свойственны и прямые положительные обратные связи – например, по простейшему психологическому механизму: что-то (акции, валюта, товар и т.п.) упали в цене – люди начинают стремиться избавиться от ненадежных капиталовложений – цена еще более падает, и т.д. Таких положительных обратных связей капитализму свойственно много, начиная от самой главной – быстрого классового расслоения в обществе "равных возможностей".
В итоге видно, что саморегулирование и поддержание равновесия, в общем-то, рыночной экономике не свойственны.
 </p>
not_belong_to в Мифы и реальность свободного рынка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kybaman october 3, 2037 15:05 112
Buy for 10 tokens
Инфу о продаже двух гостиниц в Анапе и хостела в Краснодаре смотрите пожалуйста по ссылке в сайдбаре слева. Дальше будет про рекламу и как заэкономировать бюджеты на неё. + моя работа кроме рекламы, лайфхаки по недвижимости и многим другим позициям. Партнёрам отдаю 25% с каждого клиента, если…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments